Игры разума

Март 01, 2007, 00:54

Я сей­час чи­таю кни­гу Оли­ве­ра Сак­са "Че­ло­век, ко­то­рый при­нял жену за шля­пу". Кни­га в жан­ре до­ку­мен­таль­ных ме­ди­цин­ских но­велл. Оли­вер Сакс – врач нев­ро­лог из США, опи­сы­ва­ет внут­рен­ний мир сво­их па­ци­ен­тов, боль­шин­ство из ко­то­рых, с обыч­ной точ­ки зре­ния яв­ля­ют­ся ум­ствен­но непол­но­цен­ны­ми. Но ав­тор по­ка­зы­ва­ет внут­рен­ний мир сво­их па­ци­ен­тов, как мир со­вер­шен­но осо­бой, не по­нят­ной "нор­маль­ным" лю­дям гар­мо­нии и кра­со­ты. Вот от­ры­вок про двух ум­ствен­но непол­но­цен­ных близ­не­цов, об­ла­да­ю­щих фе­но­ме­наль­ной па­мя­тью и необъ­яс­ни­мы­ми ма­те­ма­ти­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми (всем су­ма­сшед­шим ма­те­ма­ти­кам по­свя­ща­ет­ся :) ):

На этот раз я на­толк­нул­ся на близ­не­цов слу­чай­но. Та­ин­ствен­но улы­ба­ясь, они си­де­ли ря­дыш­ком в углу в со­сто­я­нии ка­ко­го-то стран­но­го по­коя и бла­жен­ства. Ста­ра­ясь их не спуг­нуть, я неза­мет­но под­крал­ся по­бли­же и по­нял, что они были по­гру­же­ны в ка­кую-то осо­бую, чи­сто чис­ло­вую бе­се­ду: Джон на­зы­вал ше­сти­знач­ное чис­ло, Май­кл, кив­нув, под­хва­ты­вал его, улы­бал­ся и, ка­за­лось, про­бо­вал на вкус, а за­тем сам от­ве­чал ше­сти­знач­ным чис­лом, ко­то­рое Джон в свою оче­редь при­ни­мал с глу­бо­ким удо­вле­тво­ре­ни­ем. Близ­не­цы были по­хо­жи на двух зна­то­ков вин, об­на­ру­жив­ших во вре­мя де­гу­ста­ции ред­кий бу­кет и сма­ко­вав­ших его. Неза­ме­чен­ный ими, я си­дел непо­движ­но, как за­ча­ро­ван­ный, пы­та­ясь по­нять, что про­ис­хо­дит.

Чем они за­ни­ма­лись? Воз­мож­но, это была осо­бо­го рода игра, но в ней уга­ды­ва­лась та­кая тор­же­ствен­ность, та­кая спо­кой­ная, со­зер­ца­тель­ная и по­чти свя­щен­ная глу­би­на, ка­кой я ни­ко­гда не встре­чал в обыч­ных иг­рах. Мне все­гда ка­за­лось, что воз­буж­ден­но-рас­се­ян­ные близ­не­цы к это­му не спо­соб­ны. Я удо­вле­тво­рил­ся тем, что за­пи­сал все чис­ла, ко­то­ры­ми они об­ме­ни­ва­лись, - чис­ла, ко­то­рые при­во­ди­ли их в та­кой вос­торг и ко­то­рые они, слив­шись в еди­ное це­лое, так стран­но пе­ре­би­ра­ли и сма­ко­ва­ли.

Скры­вал­ся ли в этих чис­лах ка­кой-либо ре­аль­ный, уни­вер­саль­ный смысл, ду­мал я по до­ро­ге до­мой, или же они об­ла­да­ли толь­ко иг­ро­вым и лич­ным смыс­лом, ко­то­рый ча­сто воз­ни­ка­ет, ко­гда бра­тья и сест­ры изоб­ре­та­ют себе сек­рет­ный шут­ли­вый язык?

[…]

До­брав­шись до­мой, я пер­вым де­лом вы­та­щил таб­ли­цы сте­пе­ней, мно­жи­те­лей, ло­га­риф­мов и про­стых чи­сел - остат­ки того да­ле­ко­го и стран­но­го пе­ри­о­да мо­е­го дет­ства, ко­гда я сам слег­ка по­ме­шал­ся на чис­лах, 'ви­дел' их и бре­дил ими. Воз­ник­шее у меня по­до­зре­ние те­перь под­твер­ди­лось. Все ше­сти­знач­ные чис­ла, ко­то­ры­ми об­ме­ни­ва­лись близ­не­цы, были про­сты­ми - то есть чис­ла­ми, ко­то­рые без остат­ка де­лят­ся толь­ко на себя и на еди­ни­цу. В го­ло­ве моей ро­и­лись во­про­сы. Воз­мож­но, они где-то узна­ли о та­ких чис­лах - к при­ме­ру, вос­поль­зо­ва­лись та­кой же, как у меня, таб­ли­цей? Или же Май­кл и Джон ка­ким-то нево­об­ра­зи­мым об­ра­зом ви­де­ли про­стые чис­ла - так же, как ви­де­ли они 111 или три по 37? В лю­бом слу­чае, вы­чис­лять про­стые чис­ла они ни­как не мог­ли - они не были спо­соб­ны ни к ка­ким вы­чис­ле­ни­ям.

На сле­ду­ю­щий день я вер­нул­ся в боль­ни­цу, при­хва­тив с со­бой дра­го­цен­ную таб­ли­цу. Близ­не­цы сно­ва были по­гру­же­ны в свое чис­ло­вое об­ще­ние, но на этот раз я тихо к ним по­до­шел. Сна­ча­ла они слег­ка рас­те­ря­лись, но, убе­див­шись, что ме­шать им я не со­би­рал­ся, воз­об­но­ви­ли преж­нюю 'игру' с ше­сти­знач­ны­ми чис­ла­ми. Че­рез несколь­ко ми­нут, ре­шив по­участ­во­вать, я риск­нул на­звать вось­ми­знач­ное чис­ло. Близ­не­цы по­вер­ну­лись ко мне и за­мер­ли с ви­дом глу­бо­кой со­сре­до­то­чен­но­сти и неко­то­ро­го со­мне­ния. Па­у­за - са­мая длин­ная из всех, ко­то­рые я у них на­блю­дал, - про­дол­жа­лась с пол­ми­ну­ты или боль­ше. Вдруг оба од­но­вре­мен­но за­улы­ба­лись. Осу­ще­ствив го­ло­во­кру­жи­тель­ный про­цесс внут­рен­ней про­вер­ки, они уви­де­ли, что мое вось­ми­знач­ное чис­ло было про­стым. Это при­ве­ло их в вос­торг, в двой­ной вос­торг: во-пер­вых, я по­да­рил им но­вую иг­руш­ку, про­стое чис­ло та­ко­го по­ряд­ка, ка­ко­го они рань­ше не встре­ча­ли, а во-вто­рых, я по­нял и оце­нил их игру и при­нял в ней уча­стие.

Они слег­ка по­дви­ну­лись, осво­бож­дая ме­сто, и я усел­ся меж­ду ними - но­вый парт­нер, тре­тий в их чис­ло­вом мире. Джон, ли­дер в этой паре, на­дол­го за­ду­мал­ся. Это про­дол­жа­лось ми­нут пять. Я си­дел, едва дыша, бо­ясь по­ше­ве­лить­ся. На­ко­нец Джон на­звал де­вя­ти­знач­ное чис­ло. Май­кл, по­ду­мав, от­ве­тил дру­гим та­ким же. На­сту­пи­ла моя оче­редь, и я, тай­ком за­гля­нув в таб­ли­цу, внес свой нечест­ный вклад - де­ся­ти­знач­ное чис­ло.

Опять по­сле­до­ва­ла ти­ши­на, еще бо­лее дли­тель­ная и со­сре­до­то­чен­ная, чем рань­ше, и Джон, по­сле ка­ко­го-то неве­ро­ят­но­го внут­рен­не­го со­зер­ца­ния, на­звал две­на­дца­ти­знач­ное чис­ло. Я не мог ни про­ве­рить его, ни на­звать свое в от­вет, по­сколь­ку моя таб­ли­ца (на­сколь­ко мне было из­вест­но, един­ствен­ная в сво­ем роде) даль­ше де­ся­ти зна­ков не шла. Но то, пе­ред чем спа­со­ва­ла таб­ли­ца, Май­к­лу ока­за­лось вполне по пле­чу, хотя и за­ня­ло у него еще пять ми­нут. Че­рез час близ­не­цы уже во­всю об­ме­ни­ва­лись два­дца­ти­знач­ны­ми чис­ла­ми. Пред­по­ла­гаю, что они тоже были про­сты­ми, но про­ве­рить это­го я не мог. То­гда, в 1966 году, та­кую про­вер­ку мог­ли осу­ще­ствить толь­ко са­мые мощ­ные ком­пью­те­ры, и то это было непро­сто, даже с по­мо­щью ре­ше­та Эра­то­сфе­на или лю­бо­го дру­го­го ал­го­рит­ма. Пря­мо­го спо­со­ба вы­чис­ле­ния про­стых чи­сел та­ко­го по­ряд­ка во­об­ще не су­ще­ству­ет - и тем не ме­нее близ­не­цы это де­ла­ли.

blog comments powered by Disqus
Сергей Лымарь © 2005-2014, Все права защищены.